Сравнение цен – сколько квартир можно приобрести за одну Toyota Camry

  • Автор записи:
  • Рубрика записи:События

На протяжении многих поколений россияне рассматривали квартиры и автомобили как столпы благосостояния и статусные символы успеха. Однако за последнее десятилетие произошел грандиозный сдвиг в относительной стоимости этих двух важных активов.

В начале 2010-х годов среднестатистический россиянин мог приобрести приличную двухкомнатную квартиру примерно за ту же цену, что и новый автомобиль среднего класса. Жилье было невероятно выгодным приобретением по сравнению с атрибутом роскоши на четырех колесах. Но те времена доступности жилья давно прошли.

По данным Росстата, с 2015 года средняя цена на типовую квартиру среднего качества выросла более чем на 150 %. Стоимость нового автомобиля за тот же период выросла на еще более впечатляющие 300 %.

Результат? Во многих крупных мегаполисах России стоимость средней квартиры теперь равна или даже превышает цену нового автомобиля одной из ведущих марок. Мы вернулись к соотношению, напоминающему хаотические 1990-е годы, когда рынок жилья рухнул, а владение автомобилем стало признаком относительного богатства.

«На короткий период в середине 2010-х годов жилье стало вполне доступным, поскольку цены на недвижимость упали. Некоторые смекалистые инвесторы воспользовались этой возможностью и продали жилье со скидкой», – отмечает наш независимый аналитик Сергей. «Но теперь, когда автомобильное производство подорвано санкциями и падением курса рубля, эта благоприятная тенденция сменилась на противоположную».

От московских городов до промышленного сердца Урала происходит великая ребалансировка. Россиянам все чаще приходится делать серьезный выбор между инвестициями в жилье и мобильностью. Исторические весы вновь склонились, и стремление к владению домом столкнулось с жесткой конкуренцией со стороны мечты о свободе, которую дают автомобили.

На протяжении десятилетий стремление обладать квартирой было высшим достижением для россиян, стремящихся к безопасности и статусу. Но исторические реалии переписывают это устоявшееся мнение. Свобода передвижения на автомобиле все чаще соперничает с привлекательностью четырех стен и крыши над головой.

Давайте посмотрим на цифры, чтобы наглядно представить себе эту перестройку сознания. В 2014 году средняя цена скромной квартиры-хрущевки площадью 33 квадратных метра по всей России составляла около 1 700000 рублей. Седан Toyota Camry? Всего 970 000 рублей. На тот момент покупка одного автомобиля составляла чуть больше половины стоимости базовой городской квартиры.

Перенесемся в 2023 год, и маятник резко качнулся в другую сторону. Та же «хрущевка» теперь стоит в среднем 3 миллиона рублей. А вот цена Camry взлетела до 4 100 000 рублей. Внезапно новый среднеразмерный седан стал стоить больше, чем целая квартира советской эпохи.

Эта тенденция, свойственная практически всем регионам России, наглядно проявляется на различных региональных рынках страны. На премиальном московском рынке средняя современная квартира площадью 40 квадратных метров стоит более 12 миллионов рублей при средней цене 300000 рублей за квадратный метр в городе. Даже Camry за 4,1 миллиона рублей составляет чуть больше трети от стоимости типовой квартиры.

Цены на недвижимость в Санкт-Петербурге составляют более 210000 рублей за квадратный метр, что соответствует средней стоимости квартиры в 8 миллионов рублей, в результате чего Camry составляет чуть менее 50 % от стоимости жилья.

Но стоит добраться до таких городов, как Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Волгоград и Челябинск, и картина становится более убедительной. В этих мегаполисах Camry стоимостью 4,1 миллиона рублей фактически превышает стоимость стандартной квартиры площадью 40 квадратных метров, которая составляет от 3,8 миллиона до 5,4 миллиона рублей.

«На протяжении многих поколений россиянам внушали, что домовладение – это инвестиция первостепенной важности», – говорит наш эксперт, возглавляющий инвестиционный клуб. «Но это веяние прошлого, сейчас приоритеты меняются. Сегодня люди понимают, что связывать значительный капитал с арендной недвижимостью, приносящей всего несколько процентов годовых, не имеет финансового смысла».

«Мы наблюдаем обратную динамику на автомобильном рынке», – продолжает эксперт. «Сесть за руль стало невероятно доступно благодаря доступному финансированию, которое не требует огромных первоначальных взносов».

Пока россияне взвешивают все за и против, решая уравнение «аренда или собственное жилье», они определяют приоритеты инвестиционных горизонтов. При этом решающим фактором будут региональные различия на рынке. Но ясно одно: великое противостояние между домами и колесами навсегда меняет мечты и представления российских граждан о процветании и благополучии.

Год, и маятник